Российские железные дороги определились с подрядчиками на разработку системы на основе реестра распределенных данных (блокчейн). Взять в учет необходимо колесные пары от вагонов, бессистемно разбросанные по всей стране. В РЖД сетуют, что приходится тратить лишние деньги на дополнительную выверку колесных пар.
Итоги конкурса подвели накануне, а 15 февраля появился протокол комиссии. Из семи обезличенных заявок выбрали предложение под номером 4 – данный участник снизил изначальную цену в три раза – с 29 до 9 млн рублей . Остальные не рискнули опускаться ниже планки в 20 млн рублей.
Высокие технологии внедрят на полигоне ИВЦ ОАО «РЖД» . Пилотный проект должен лечь в основу будущей системы для контроля жизненного цикла грузовых вагонов. С этим же расчетом в РЖД фантазируют о криптовалюте, чтобы за поездку можно было расплатиться виртуальными биткоинами или эфириумом. Осталось их только легализовать . Победителем в конкурсе на учет колесных пар объявлено ООО «Инновационный центр Ай-Теко» , в связке с которым поработает дочернее предприятие РЖД – ООО «Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем» (ОЦРВ).
У обеих компаний солидное портфолио. ОЦРВ создано в столице в 2000 году с сетью филиалов во многих российских городах. С 2014 года фирма заключила контрактов с другими структурами РЖД на 7,1 млрд рублей. Организацией руководит Денис Трошанов , бывший топ-менеджер PricewaterhouseCoopers и МТС . В ОЦРВ не смогли ответить на вопросы DeltaNews, сослались на занятость.
Вторая фирма малоизвестна на петербургском рынке, но зато имеет глубокую биографию. ИЦ «Ай-Теко» за три года работы на рынке госзакупок получил контракты от Сбербанка и ВТБ больше чем на миллиард рублей . Фирма разработала для них ПО и проводила тестирование на функционал и нагрузку. Любопытно, что в 2015 году те же заказчики упорно отказывали ей в участии в своих тендерах.
В информационно-аналитической системе Спарк-Интерфакс, бенефициаром фирмы указан Борис Журо, а гендиректором – Вячеслав Гариев. В штате – больше 355 человек, доходы за 2017 год составили 847 млн рублей, чистая прибыль – 43 млн рублей. Предприниматели изредка появляются в публичном поле, в основном на специализированных мероприятиях.
Корреспондент DeltaNews потревожил звонком Гариева в его поездке по Венеции. Предприниматель затруднился объяснить резкое снижение начальной цены, но отметил, что опыт у его компании по работе с блокчейном есть.
«Чтобы комментировать, нужно одобрение второго участника товарищества. Мы в этом подряде будем отвечать за разработку платформы, а ОЦРВ – за функциональность. У нас уже есть проекты, выполненные на основе блокчейна – для «Межэкономбанка» и ассоциации «Финтех» по децентрализованной депозитарной системе (позволяет снизить трудоемкость операций и сократить документооборот с нескольких дней до нескольких минут – прим. ред.). Уже 1,5 года работаем с блокчейном», - рассказал Гариев.
Обращает на себя внимание структура «Ай-Теко», которая состоит из семи компаний. Головная – АО «Ай-Теко» находится в Москве с 1997 года (носила название ЦИТ КАМИ). В 2015 году, став резидентом Сколково, она получила госконтракты по IT-услугам на 48,9 млрд рублей . Постепенно активное участие команды в закупках снижалось и остановилось на отметке в 2 млрд рублей в 2018 году.
Кроме того, «Ай-Теко» принадлежит один из крупнейших дата-центров в России. Туда с 2015 года стала переносить серверы корпорация Google из-за закона о персональных данных. Инвестиции в строительство дата-центра оценили в 2 млрд рублей.
Структура учредителей головной фирмы зациклена на ИЦ «АЙ-Теко» и другие компании Бориса Журо. Поисковик в интернете находит патент Журо на изобретение устройства задержки импульсов. Документ был зарегистрирован в 1992 году в государственном комитете по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР. Технология применяется в устройствах, она в свое время помогла ускорить переход с аналогового на цифровой способ передачи данных. Впрочем, на этом сведения об отечественном аналоге Илона Маска обрываются.
К спецслужбам имеет отношение их коллега (он тоже отображается в ЕГРЮЛ) – Михаил Бондаренко. Предприниматель двенадцать лет проработал в ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации), руководил проектом по построению сети передачи данных в МВД. Вышеуказанные лица, как установило издание Cnews, имели связь к экс-министру связи и коммуникации Николаю Никифорову. Журналисты объединили их в условную команду «Казанские Итэшкники».
ЕГРЮЛ вырисовывает в 2002 году других участников фирмы: Шамиль Шакиров и Алексей Ремизов. В настоящее время первый является президентом компании, а второй – председателем совета директоров «Ай-Теко». Шакиров закончил Высшую школу КГБ СССР (сейчас - Академия ФСБ Российской Федерации), а Ремизов преподавал в этом учебном заведении математические дисциплины.
Оценить разработку системы на основе блокчейн для РЖД невозможно, говорит кандидат экономических наук, эксперт в области распределенного реестра Максим Рукинов . Объективных затрат, за исключением интеллектуальных, в ней не требуется.
«Это же не строительный материал, поэтому компания могла назвать любую сумму. Другое дело, от фирмы требуется хорошо протестировать продукт перед сдачей заказчику. И тут вопрос: будут ли они брать иные системы за основу или сделают все с нуля, – рассуждает специалист. – Вообще-то не понятно, зачем РЖД понадобилась децентрализованная система. Ведь это нужно, когда в цепочке нет доверенного посредника. Куда проще оставить классическую базу данных, которая не требует разработки и стоит дешевле».
Впрочем, в компании «Ай-Теко» с уверенностью смотрят в будущее. «Индустрия заинтересована в смене парадигм. Потребность уже существует. И сегодня вы – поставщики технологий, а завтра – поставщики сервиса», - заявил Шамиль Шакиров на одном из круглых столов еще в 2013 году.